Продуктовый ритейл: X5, «Магнит», «Лента» и другие
- 26 Мая 2023
В данной статье поговорим про сектор продуктового ритейла, как он отреагировал на потрясения в экономике. Сравним результаты основных игроков рынка и выберем лучших.
Обзор рынка
Потребительская активность в России восстанавливается, но этого нельзя сказать про продовольственные товары.
В начале 2022 года россияне стали активно скупать продукты на фоне начала СВО. К 2023 году спрос пришел в норму.
За счет создавшейся паники и ухода некоторых иностранных производителей, цены на продовольствие выросли.
Продовольственная инфляция в РФ достигла максимума в марте 2022 года. С 2023 года началось резкое снижение на фоне высокой базы.
Продуктовый ритейл — один из немногих секторов, который в 2022 году чувствовал себя хорошо в операционном плане за счет высокой инфляции.
Онлайн форматы продолжают работать и привлекать новых клиентов. Также хорошо себя показывают небольшие магазины у дома.
Основные тренды на 2023 год:
Изменение форматов, переход от гипермаркетов к магазинам у дома;
Дискаунтеры. Крайне востребованный формат на фоне экономии потребителей;
Развитие онлайн-продаж через партнерские сервисы;
Сделки слияния и поглощения. Текущие лидеры продолжают скупать региональные сети и укрупняться.
Компании
Средний чек ритейлеров следует за продуктовой инфляцией. Но при этом не всех получается удерживать цены из-за того, что население стало больше экономить.
В положительной зоне остаются Fix Price и X5. «Окей» и «Лента» со своими гипермаркетами остаются в аутсайдерах.
«Магнит» начал год хорошо, а потом перестал выпускать отчеты. Скорее всего динамика среднего чека будет схожа с X5.
С трафиком ситуация уже выглядит иначе. Трафик в Fix Price значительно просел за последние 3 квартала. У «Окея» и «Ленты» наблюдается стабильный отток покупателей на протяжении нескольких лет.
X5 — самый стабильный ритейлер в плане роста трафика.
Сопоставимые продажи ритейлеров после роста в начале 2022 года перешли к снижению. Самое резкое падение испытал Fix Price из-за снижения трафика. X5 единственный остался с положительными темпами роста.
Учитывая, что инфляция находится на минимальных значениях, существенного роста продаж в следующих кварталах ждать не стоит. В лидерах будет та компания, которая способна наращивать трафик.
В выручке компаний учитываются также новые магазины, открытые или приобретенные за последний год. Поэтому динамика выручки может серьезно отличаться от динамики сопоставимых продаж.
Сильно выделяются результаты «Магнита». Такой рост связан с покупкой «Дикси».
Fix Price в целом продолжает наращивать выручку, но темпы сильно упали. Открытие новых магазинов с трудом вытягивает показатели.
«Окею» удается увеличивать выручку за счет открытия новых дискаунтеров.
X5 набрал хорошие темпы и растет двузначными темпами каждый квартал.
Самые высокие темпы роста и рентабельность на данный момент у Fix Price. Именно поэтому компания оценена дороже остальных. Вопрос в том, что будет с оценкой, если прирост выручки с 26% сократится до 5-10%? У X5 все хорошо и в плане роста и в плане оценки.
«Окей» исторически очень дешевая компания: капитализация 8,3 млрд при выручке в 202 млрд. Такая оценка обусловлена низкими темпами роста, в определенные моменты даже стагнацией и высоким долгом.
CAGR — совокупный среднегодовой темп роста.
«Лента Лтд» | ПАО «Магнит» | X5 Retail Group | O’KEY Group S.A. | Fix Price | Средние | |
Выручка, млрд руб. | 537,4 | 2005,9 | 2697,4 | 202,2 | 277,6 | - |
CAGR 5 лет | 8,0% | 13,7% | 15,0% | 2,8% | 26,4% | 13,2% |
EBITDA, млрд руб. | 43,7 | 230,2 | 303,5 | 17,0 | 54,2 | - |
CAGR 5 лет | 4,2% | 22,0% | 25,7% | 12,8% | 39,8% | 20,9% |
Прибыль, млрд руб. | 3,6 | 47,3 | 52,4 | 0,2 | 21,4 | - |
Рентабельность EBITDA | 8,1% | 11,5% | 11,3% | 8,4% | 19,5% | 11,8% |
MCAP, млрд руб. | 70,3 | 472,5 | 408,7 | 8,3 | 298,1 | - |
EV/EBITDA | 4,0 | 4,5 | 4,0 | 3,8 | 5,6 | 4,0 |
EV/OCF | 6,7 | 4,9 | 5,7 | 5,0 | 8,3 | 5,0 |
P/FCF | 7,5 | 3,6 | 5,7 | 18,5 | 19,9 | 4,2 |
P/E | 19,5 | 8,6 | 7,8 | 34,4 | 13,9 | 7,7 |
P/S | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,0 | 1,1 | 0,2 |
P/BV | 0,5 | 2,3 | 2,9 | 0,6 | 10,2 | 1,8 |
EV/S | 0,3 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 1,1 | 0,4 |
Долг/EBITDA | 2,4 | 1,5 | 2,65 | 3,30 | 0,20 | 2,01 |
«Лента»
Минусы:
падение продаж, трафика;
снижение выручки и рентабельности;
текущие форматы магазинов стагнируют;
нет дивидендов.
Плюсы:
зарегистрирована в РФ, торгуются акции;
хорошо развитый онлайн-сегмент.
«Окей»
Минусы:
стагнирующий формат гипермаркетов, который тянет за собой результаты всей группы;
низкая рентабельность;
высокий долг;
иностранная прописка, торгуются ГДР → нет дивидендов.
Плюсы:
есть растущий и перспективный формат дискаунтера, который помогает группе оставаться на плаву;
один из самых дешевых ритейлеров на рынке.
Fix Price
Минусы:
темпы роста серьезно замедлились, отток покупателей на протяжении года;
дорого по мультипликаторам;
иностранная прописка, торгуются ГДР → нет дивидендов.
Плюсы:
высокая рентабельность;
необычный формат магазинов и ассортимента;
высокие исторические темпы роста;
активная экспансия на внутреннем рынке и в странах СНГ.
X5 Retail Group
Минусы:
иностранная прописка, торгуются ГДР → нет дивидендов.
Плюсы:
стабильные растущие операционные и финансовые результаты;
растущий формат дискаунтера;
экспансия за счет покупки региональных сетей;
дешевая оценка.
Выручка «Чижика» и его доля в результатах группы.
«Магнит»
Минусы:
компания полностью закрылась и не выпускает отчеты;
нет никаких комментариев менеджмента, даже совет директоров не проводят;
акции компании перевели в третий уровень котировального списка;
есть перспектива выбытия акций из индекса и распродажи фондами.
Плюсы:
сам бизнес качественный и результаты за 2022 год должны быть отличными;
пожалуй, единственный ритейлер, кто в теории может заплатить дивиденды. Причем потенциальная доходность может быть более 10%;
компания оценивается дешево, особенно на фоне продаж в последние дни.
Если учесть, что инвестирование в расписки на данный момент — это дополнительные риски и отсутствие дивидендов, то интересных кейсов среди продуктового ритейла нет. X5 самый очевидный кандидат на добавление в портфель, но компания не решает проблему с регистрацией.