Аукцион открытия (премаркет): что это и для чего он нужен
- 4 Июня 2021
Большинство участников фондового рынка совершает сделки в стандартную торговую сессию, которая в случае Московской биржи длится с 10:00 до 18:40 по московскому времени. Поскольку торги не являются непрерывными, при остановке торгов до следующего торгового дня определяется цена закрытия, а в начале нового торгового дня определяется цена открытия.
Возникает очевидный вопрос, почему цена закрытия предыдущего дня не может быть ценой открытия текущего? В теории может, однако в период между торгами жизнь не останавливается, происходят события, которые так или иначе влияют на компании. Например, некоторые компании могут выпускать отчетность после завершения торгов, дабы избежать повышенной волатильности, связанной с данным событием. Или в промежутке между торговыми сессиями происходит важное политическое событие, влияющее на рынок. Одним словом, рыночная ситуация даже за небольшой промежуток времени может поменяться, и тогда участники рынка, проводящие первые сделки нового торгового дня, могут получить преимущество. Чтобы сгладить возможное влияние описанных выше явлений и придуман аукцион открытия.
Аукцион открытия – мероприятие в начале торговой сессии, позволяющее по специальному алгоритму определить цену открытия и удовлетворить собранные в ходе аукциона первые заявки торгового дня.
Аукцион открытия еще называют «премаркет», также реже употребляется название «дискретный аукцион». Помимо открытия торгов Московская биржа использует дискретный аукцион в случаях сильного (более 20% за 10 минут) роста котировок для стабилизации цены.
Цель аукциона открытия:
Сбор и агрегирование первых заявок торгового дня на покупку и продажу.
Определение цены открытия.
Увеличение общего времени торгов.
Последняя цель в контексте российского рынка выглядит сомнительной, однако, например, в США премаркет длится пять с половиной часов, что при наличие также постмаркета (аналог аукциона открытия, но в конце дня) существенно раздвигает границы торговой сессии и позволяет совершать сделки большую часть суток.
На премаркете участники имеют возможность выставлять только лимитные заявки.
Преимущества аукциона открытия:
Сглаживание неравномерности выхода участников торгов на рынок и устранение необоснованного преимущества одних перед другими за счет этого.
Эффективный механизм определения цены с учетом дисбаланса спроса и предложения.
Минимизация возможности манипулирования ценой первой сделки.
Аукцион открытия проводится в период с 9:50:00 до 9:59:30, в период с 09:59:31 по 09:59:59 аукцион завершается в случайный для каждой отдельной бумаги момент времени. Случайный момент завершения аукциона необходим для того, чтобы не было возможности в последний момент выставить целенаправленно влияющую на результат аукциона заявку.
Стоит отметить, что аукцион открытия проводится вслепую, то есть выставляя заявки участники не видят других заявок и не могут, таким образом, просчитать возможную будущую цену, ориентируясь только на собственное представление о справедливой цене.
Механизм определения цены
1) Собранные лимитные заявки агрегируются для каждого значения цены торгового инструмента.
2) Заявки на покупку суммируются нарастающим итогом для каждой цены в порядке убывания, заявки на продажу – для каждой цены в порядке возрастания.
3) Определяется цена, по которой может быть заключено наибольшее количество сделок.
4) Если для нескольких цен объем возможных сделок одинаков, выбирается та цена, при которой дисбаланс спроса и предложения в лотах минимален.
5) Если указанному выше условию вновь удовлетворяют несколько цен, цена определяется с учетом «рыночного давления»: при преобладании спроса – максимальная из обозначенных цен, при преобладании предложения – минимальная.
6) Если вновь более чем одна цена удовлетворяет всем перечисленным условиям, из данных цен выбирается та, которая ближе к цене закрытия предыдущего дня.
Разберем алгоритм на примере
Заявки на покупку | Заявки на продажу | ||||
Агрегировано на покупку | Количество лотов на покупку по цене | Цена | Количество лотов на продажу по цене | Агрегировано на продажу | |
---|---|---|---|---|---|
A | ↓ | 100,5 | 350 | 670 | |
B | 50 | 50 | 100,4 | 150 | 320 |
C | 250 | 200 | 100,3 | 100 | 170 |
D | 350 | 100 | 100,2 | 70 | 70 |
E | 750 | 400 | 100,1 | ↑ |
Для каждого уровня цены A, B, C, D, E собрано количество лотов спроса и предложения в столбце «Количество лотов на покупку/продажу по цене». В порядке убывания цены в столбце «Агрегировано на покупку» и в порядке возрастания цены в столбце «Агрегировано на продажу» собрано общее количество заявок по цене выше данной (для лотов на покупку) и ниже данной (для лотов на продажу). Это означает, что при выборе цены C как цены открытия в результате аукциона, все заявки на покупку по этой цене и более высокой могут быть исполнены, так как, из примера выше, тех, кто поставил заявку на покупку по цене 100,4 определенно устроит и цена 100,3, так как она ниже. Аналогично с точностью до наоборот в случае заявок на продажу.
Как видно из таблицы, наибольший объем сделок может быть заключен по цене C равной 100,3. Объем возможных сделок определяется наименьшей из двух величин – агрегированных заявок на покупку и продажу по данной цене. В нашем случае – 170 лотов. Таким образом, аукцион открытия завершится по цене 103,3, по которой будет закрыта сделок на 170 лотов.
Для подаваемых в рамках аукциона открытия заявок есть два ограничения:
Статический диапазон: определяется национальным клиринговым центром относительно расчетной цены и составляет ≈±(0,5*ставка рыночного риска) от расчетной цены, но не более ±40% от расчетной цены.
Динамический диапазон: не более ±10% от цены закрытия предыдущего торгового дня.
Аукцион открытия интересен прежде всего крупным институциональным инвесторам, а также трейдерам, которые стремятся извлечь небольшую выгоду из торговли на премаркете. Для большинства инвесторов фондового рынка торговля на премаркете связана с дополнительным риском из-за низкой ликвидности. Кроме того, аукцион открытия интересен только в тех случаях, когда между торговыми сессиями произошли какие-то значимые события, способные сильно повлиять на котировку.