Сравнение федеральных бюджетов России и США
- 16 Июня 2023
Ранее мы уже рассматривали понятие ВВП и те особенности, которые необходимо учитывать при сравнении стран на основании этого основополагающего макроэкономического показателя. Тем не менее, как следует из сделанных выводов, сравнение стран по ВВП не дает исчерпывающей информации о размере их экономик, как и об уровне развития. В этой статье мы поговорим о еще одной важной, но менее популярной метрике – величине государственного бюджета.
Что такое государственный бюджет
Государственный бюджет – совокупность доходов и расходов страны за определенный промежуток времени.
Бюджет страны определяется, как правило, на год, и включает полный перечень доходов и расходов, поделенных на определенные статьи и сгруппированных в группы статей.
В зависимости от формы государственного устройства, бюджетная система страны может иметь различное устройство. Например, в федеративном государстве, как правило, существует трехуровневая бюджетная система (федеральный, территориальные и местные бюджеты), в то время как в странах с унитарной формой государственного устройства бюджетная система, как правило, имеет всего два уровня.
Еще одной оговоркой является то, какая доля общественных расходов финансируется государством. Так, в одних странах (например, США) значительная часть расходов на социальное обеспечение перекладывается на самих граждан, в то время как в других странах государство берет социальные функции на себя. В зависимости от этого могут отличаться и потребности государства в финансах для обеспечения этих функций.
Какой бы не была форма государственного устройства, наибольшую долю в структуре доходов и расходов в подавляющем большинстве случаев имеет центральный (федеральный, общегосударственный) бюджет. О нем же, как правило, больше информации.
Поскольку, как сказано выше, структура бюджетной системы зависит от формы государственного устройства, наиболее корректным было бы сравнение бюджетов стран с близкой формой государственного устройства, какими и являются Россия и США.
Поскольку бюджеты стран верстаются в национальных валютах, сравнивать будем в долларах США. Суммы в рублях переведены в доллары США по среднегодовому курсу ЦБ РФ.
Общие характеристики
Основные параметры бюджетов приведены на изображении ниже.
Как видим, расходная часть бюджета США в 18 раз больше расходной части бюджета России. Доходная же часть больше всего 13 раз. Бюджет США традиционно верстается с дефицитом: последний раз профицит фиксировался более 20 лет назад. Что касается России, то бюджет, наоборот, на протяжении последних 20 лет чаще всего профицитный.
Означает ли это, что в России с финансами все в порядке, а в США все плохо? На самом деле нет. Просто структура доходов российского бюджета такова, что размер этих доходов более волатилен, а потому хронический дефицит нес бы в себе слишком большие риски. Кроме того, дефицит бюджета предполагает заимствования и наращивание государственного долга. Для России заимствования обходятся дорого, поэтому систематически наращивать долг, как США, рискованно. Что касается США, то ситуация обратная: структура доходов бюджета предполагает большую стабильность этих доходов, а низкие ставки, по которым есть возможность привлекать долг, делают заимствования выгодными по сравнению со стратегией урезания расходов. Но в долгосрочной перспективе такая политика, конечно, несет в себе определенную опасность.
Доходы
Поскольку структура доходов отличается существенно, рассматривать их в прямом сопоставлении по статьям не имеет смысла. Поэтому рассмотрим отдельно.
Россия
Ниже приведены цифры бюджета России на 2022 год.
Доходы бюджета традиционно делятся на нефтегазовые и ненефтегазовые. Так, нефтегазовые доходы в бюджете 2022 года составили 9 542,6 млрд рублей, или 139,6 млрд долларов (38%). Ненефтегазовые доходы составили 15 479 млрд рублей или 226,5 млрд долларов (62%).
В структуре нефтегазовых доходов три четверти составляет налог на добычу полезных ископаемых – 7 761,4 млрд рублей, или 113,6 млрд долларов (31% общей доходной части). К слову, это вторая доходная статья бюджета после налога на добавленную стоимость. Прирост обусловлен, помимо прочего, налоговым маневром в добывающей отрасли, согласно которому происходит постепенный отказ от вывозных таможенных пошлин в пользу НДПИ, с налоговым маневром связана и отрицательная цифра по статье «Акциз на нефтяное сырье» на – это компенсация нефтеперерабатывающим компаниям за относительно низкие внутренние цены.
Что касается ненефтегазовых доходов, то крупнейшей статьей является налог на добавленную стоимость: он составляет суммарно 8 943,8 млрд рублей или 130,9 млрд долларов (35,7% общей доходной части). Внутренний НДС (налог на производимую внутри страны продукцию) составляет 5 270,6 млрд рублей, или 77,1 млрд долларов (21% общей доходной части). Ввозной НДС (НДС на ввозимые на территорию страны импортные товары) составляет 3 673,2 млрд рублей или 53,7 млрд долларов (14,7% общей доходной части бюджета).
Остальные доходы, в том числе налог на прибыль организаций, акцизы, ввозные таможенные пошлины, федеральная часть НДФЛ и прочие составляют в общей сложности около 20% доходной части бюджета. Бюджет на 2022 год имеет профицит в размере 1 327,7 млрд рублей.
Стоит отметить, что, несмотря на деление доходных статей на нефтегазовые и ненефтегазовые, определить зависимость бюджета от нефтегазовой отрасли трудно, так как часть доходов ненефтегазовой части так или иначе все равно связаны с этими отраслями, поскольку добывающие отрасли тоже платят налог на прибыль или НДС, которые, исходя из масштабов энергетических компаний, также составляют немалые суммы и относятся в бюджете к ненефтегазовым доходам.
США
Ниже приведена инфографика по бюджету США на 2022 год.
Доходы в порядке убывания:
1. Налог на доходы физических лиц.
2. Социальное страхование.
3. Налог на прибыль корпораций.
4. Прочие в незначительном объеме..
Отличительной чертой бюджета США от бюджета России является то, что пенсионные выплаты финансируются напрямую из бюджета, поэтому и платежи по пенсионным отчислениям идут напрямую в бюджет, составляя вторую по величине статью его доходов. К слову, если бы в России пенсионные отчисления зачислялись напрямую в федеральный бюджет, это была бы его крупнейшая доходная статья, поскольку доходы пенсионного фонда в 2022 году составили 12 480 млрд рублей или 182,6 млрд долларов. То есть в 8 раз меньше, чем в США. Если учесть разницу в размере населения более чем в два раза, то пенсионные отчисления в пересчете на одного гражданина в США выше почти в 4 раза.
Крупнейшей доходной статьей, составляющей около 54% доходной части бюджета, является налог на доходы физических лиц. В США, как и в России, налог на личный доход поступает как в бюджет субъекта федерации, так и в федеральный бюджет. В США большая часть поступает в федеральный бюджет. В некоторых штатах налог на индивидуальный доход не взимается. Налоговая ставка варьируется от 10 до 35%.
Третьей по размеру статьей государственного бюджета с долей 8,7% является статья налог на прибыль корпораций, более чем в шесть раз уступающая по размеру подоходному налогу. Налог на прибыль корпораций платится как в федеральный бюджет, так и в бюджет штата. Для федерального бюджета доля доходов от корпоративного налога, как видим, не является существенной.
Прочие статьи доходов составляют вместе немногим более 5% доходов.
Расходы
Прежде чем перейти к рассмотрению расходной части бюджета США и поиску возможных параллелей, необходимо сделать оговорку про различное устройство бюджетных систем.
Помимо различий в степени вовлеченности государства в финансирование тех или иных расходов, различаются и уровни финансирования. Так, те расходы, которые финансируются в России на федеральном уровне, в США могут финансироваться на региональном (штаты) уровне и наоборот. Так, например, существенная доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в России объясняется не тем, что в России много полиции и других правоохранительных органов, а тем, что правоохранительная система централизованная и финансируется из федерального бюджета, в то время как в США, например, в каждом штате своя полиция и финансируется она на уровне штата. На федеральном уровне также есть правоохранительные службы, но их численность и расходы на их содержание существенно меньше.
Аналогично объясняются доли расходов на образование и здравоохранение: в России существенная доля таких расходов ложится на региональные бюджеты, в то время как в США, особенно это касается здравоохранения, государственное финансирование происходит преимущественно из федерального бюджета.
Россия
Общая расходная часть бюджета составила в рассматриваемом периоде 23 694 млрд рублей или 346,7 млрд долларов.
В расходной части бюджета крупнейшей статьей является социальная политика, расходы на которую составляют 5 843 млрд рублей или 85,5 млрд долларов (24,6%). На втором месте – национальная оборона в размере 3 502 млрд рублей или 51 млрд долларов (14,8%). Следом идут расходы на национальную экономику – 3 348 млрд рублей или 49 млрд долларов (14,1%). Последней статьей расходов с долей выше 10% является национальная безопасность и правоохранительная деятельность. На нее приходятся расходы в размере 2 826 млрд рублей или 41,3 млрд долларов (11,9%).
Из менее крупных статей – общегосударственные вопросы 1 869 млрд рублей, обслуживание государственного и муниципального долга – 1 403 млрд рублей, здравоохранение – 1 272 млрд рублей, образование – 1 269 млрд рублей, межбюджетные трансферты – 1 047 млрд рублей. Остальные статьи расходов меньше 1 трлн рублей каждая и не являются существенными.
США
Крупнейшей статьей расходов бюджета США является статья «Социальная защита» (Social Security в размере 1,219 трлн долларов (19%). Что в целом аналогично месту социальных расходов в российском бюджете, однако в данную статью входят расходы на выплату всех регулярных пособий и пенсий, в то время как в российском бюджете большая часть подобных платежей ложится на пенсионный фонд, в то время как из федерального бюджета платятся иные социальные выплаты, будь то пособия на детей, материнский капитал или другие. Это роднит статью российского бюджета «Социальная политика» с другой статьей федерального бюджета США – третьей по величине – «Защита доходов (Income Security). Расходы по этой статье направляются на компенсацию потери доходов: в том числе на выплату тех самых «вертолетных денег», которыми правительство США снабжало население во время пандемии.
Второй по величине статьей расходов является «Здоровье» (Health) в размере 914 млрд долларов (15%). По этой статье проходят расходы на финансирование медучреждений, в то время как пятая по размеру статья «Медицинское обслуживание» (Medicare) в размере 755 млрд долларов (12%) – это расходы на оплату медицинских страховок, финансируемые за счет федерального бюджета. В общей сложности расходы на здравоохранение составляют более четверти расходов бюджета США.
«Национальная оборона» является четвертой по размеру расходов статьей с финансированием в размере 767 млрд долларов (12%) и, пожалуй, единственной, которую можно напрямую сравнить с аналогичной статьей российского бюджета. Расходы на оборону в абсолютных величинах превышают российские (51 млрд долларов) в 15 раз. Впрочем, тут нужно отметить, что финансирование внутренних войск в России осуществляется в рамках другой статьи – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Часть этих расходов с учетом задач внутренних войск (Росгвардии) можно было бы переквалифицировать.
Следом в бюджете США идут расходы на образование: поскольку системы образования США и России отличаются очень значительно, как по уровням финансирования из бюджета, так и по роли частного финансирования, сопоставлять их – занятие бессмысленное. Тем не менее отметим, что в федеральном бюджете США расходы на образование превышают аналогичные в российском бюджете более чем в 30 раз.
Расходы на обслуживание долга в размере 475 млрд долларов превышают аналогичные российские расходы (20,6 млрд долларов) более чем в 20 раз. Тут нужно, конечно, отметить, что и государственный долг США (31 трлн долларов) превышает российский (335 млрд долларов) более чем в 90 раз. Таким образом, заимствования обходятся российскому бюджету почти в 4 раза дороже, чем бюджету США.
Профицит и дефицит
Главной слабостью бюджета США принято считать его огромный дефицит. В 2022 году он достиг 1,376 трлн долларов, и на фоне роста стоимости обслуживания долга и иных расходов едва ли в ближайшее время этот дефицит получится существенно снизить.
Российский бюджет, в то же время, чаще всего сводится с профицитом, хотя это тоже не всегда так. Что же касается текущего момента, то с начала 2023 года расходы превышают доходы на 35% (13,2 против 9,8 трлн рублей), что даже больше, чем в бюджете США 2022 года (расходы превышали доходы на 28%). Ситуация это исключительная и несистемная, однако в российских условиях потенциально даже более опасная, поскольку возможности заимствований, особенно по низкой стоимости долга, у России сильно ограничены. Тем не менее низкий уровень государственного долга к ВВП (менее 20%) позволяет его наращивать, что оставляет запас финансовой прочности.
Бюджет и ВВП
Доля бюджетных расходов федерального бюджета от ВВП в США составляет чуть менее 25%, в то время как доля расходов федерального бюджета России к ВВП – 15%. Впрочем, если добавить к расходам российского бюджета расходы пенсионного фонда, чтобы уравновесить тот факт, что в США пенсионные расходы финансируются из госбюджета, то доли федерального бюджета к ВВП примерно сравняются.
В действительности сравнение бюджетов способно показать лишь то, что любое подобное сравнение не может быть полностью корректным по ряду причин: от различного устройства бюджетных систем и различной классификации доходов и расходов до различий в степени вовлеченности государства в финансирование общественных расходов.
Кроме того, понятие паритета покупательной способности, без которого невозможно сравнение ВВП стран, также справедливо и для государственных расходов. Сравнение расходов бюджетов в одной валюте с переводом по рыночному курсу искажает представление о величине расходов в пользу страны с более крепкой валютой и более высоким уровнем цен.