• --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  1. Главная
  2. Аналитика
  3. Статьи
  4. Табачные компании. Часть 1. Новая надежда

Табачные компании. Часть 1. Новая надежда

25 Марта 2021
Анатолий Полубояринов

Дисклеймер: упоминаемые в статье бренды продукции носят ознакомительный характер. Курение вредит вашему здоровью. Статья предназначена для ознакомления с процессами и основными производителями на рынке табачной продукции.

На неоднозначном рынке производства табачной продукции присутствует несколько компаний. По факту на рынке установлена ​​олигополия, есть 5 крупных компании, которым принадлежит практически весь рынок.

Продажи

Рынок стагнирует, натуральные продажи снижаются. Общий тренд такой, что курящих людей из года в год все меньше. Единственный, кто до недавнего момента наращивал продажи - Japan Tabacco, так как компания открывала новые рынки сбыта.

Изменение натуральных продаж

Курящим людям приходится увеличивать траты на сигареты. Падающие продажи табачные компании компенсируют ростом цены. На графике ниже указана чистая выручка, без учета акцизов. Рост начала 2018 года обусловлен ​​консолидацией Reynolds American в составе British American Tabacco. Фактически выручка остается на одном уровне уже более десяти лет.

Выручка

Акцизы

«За вредность» табачные компании платят большие объемы акцизов. Уровень в разных странах разный, здесь возникают зоны, где компании больше или меньше зарабатывают.

Россия

В России акцизные сборы комбинированные, производители платят фиксированную сумму плюс процент от цены. С 2021 года это 47 рублей за пачку плюс 16% от цены, но не менее 64 рублей за пачку. То есть минимум 111 рублей из цены пачки сигарет идет государству, средняя цена пачки сигарет находится на уровне 140 рублей. Итого 80% от цены пачки сигарет. Любопытно, что акцизные сборы в России приносят в консолидированный бюджет около 1,5% доходов и по размеру примерно соответствует дивидендам госкомпаний.

Европа

В Европе собирают больше в сумме, но доля в пачке сигарет меньше. Схема схожая с российской, есть фиксированная часть в 1,8 евро плюс процент от цены реализации, ставки также отличаются по странам. В среднем акциз составляет 3,2 евро с пачки, средняя цена находится на уровне 5,2 евро. Итого 62% от цены пачки сигарет.

США

У США нет процентной привязки к стоимости пачки, а есть только фиксированная величина, которая отличается по штатам. Суммы значительно отличаются: от 0,37 долларов за пачку в Джорджии до 7,5 долларов за пачку в Чикаго. Нью-Йорк и Чикаго имеют свои ставки акцизов. Соответственно, розничная цена за пачку сигарет может отличаться в несколько раз в разных штатах. В среднем, с одной пачки сигарет государство забирает 2 доллара, при средней цене в 6,8 долларов. Итого 30% от цены пачки сигарет.

Япония

С пачки собирается 285 йен акцизов. Средняя цена в реализации в 2020 году составила 510 йен и выросла на 10%. В октябре 2021 года планируют повышение акциза до 305 йен и цена пачки сигарет составит 540 йен. Любопытны переживания на этот счет. Цена за сигареты в 500 йен являлась психологической планкой, так как номинал самой большой монеты составлял 500 йен. То есть до 2020 года человек мог расплатиться за сигареты одной монетой. Итого 56,5% акцизов с пачки сигарет.

На примере Philip Morris акциз занимает свыше 62% от общей выручки, в 2008 году было 58%, а в 2000 году 21%. Если бы на ставки акцизов был создан производный финансовый инструмент — это было бы самым надежным финансовым вложением.

Доля акцизов

У такой налоговой нагрузки есть свои плюсы. Государство крайне заинтересовано в легальном поле деятельности, поэтому старается пресекать любые попытки создания теневых рынков табачной продукции. Ведь несмотря на постоянный рост акцизных ставок, объем бюджетных поступлений ежегодно падает, из-за снижения количества курильщиков.

Борьба с курением

Глобальный тренд последних лет. Табачные компании переживают за здоровье потребителей, что делают на первый взгляд абсурдные для них заявления: «Мы хотим, чтобы люди меньше курили». Главная причина таких заявлений очевидна — доходы компаний стагнируют, а кошельки курильщиков не резиновые.

Из презентации British American Tabacco. Цель — уменьшить вред здоровью.

British American Tabacco

Altria, цель — уменьшить вред здоровью.

Altria

Из презентации Imperial Brands. Цель — уменьшить вред здоровью.

Imperial Brands

Japan Tobacco International. Думаю, что тут можно использовать популярное в России выражение: «Люди — новая нефть».

Japan Tabacco

Philip Morris Imternatioanal более конкретный в заявлениях. Главная цель — рост продаж продукции для некурящих.

Philip Morris

Возможно, представленная подборка слайдов избыточна, я ее предоставил для понимания, насколько у компаний единый взгляд на происходящее в секторе.

Альтернативная продукция и ее место в выручке

Следуя своим задачам, производители активно продвигают альтернативную продукцию для курильщиков. В ее список входят: вейпы (электронные сигареты), жевательный табак (снюс) и фронтмен «RRP» (продукция с пониженным риском) — системы нагревания табака.

Системы нагревания табака — сейчас самое популярное направление среди всех производителей. Логика заключается в том, что процесс «курения» происходит не через сжигание табака, а через нагревание и выпаривание веществ в стиках-расходниках (визуально похожи на уменьшенные сигареты). Производители заявляют, что этот способ оказывает в разы меньше негативных последствий для здоровья, но при этом он не является безвредным, и также вызывает зависимость. Philip Morris достаточно честно пишет у себя, что продукт снижет вред, но если вы хотите бросить курить — бросайте курить.

Japan Tobacco International

Компания продает системы нагревания табака и электронные сигареты под брендом Ploom и Logic. В 2020 году выручка в RRP составила 56 миллиардов йен из 2,1 триллионов общей выручки (2,7%).

Imperial Brands

Компания использует термин NGP (продукты следующего поколения) и производит электронные сигареты под брендом Blu eCigs и систему нагревания табака под брендом Pulze. В 2020 году вклад NGP составил 201 млн фунтов из 7,3 млрд фунтов чистой выручки табачного направления (2,7%). Примечательно, что выручка этого направления снижается, поэтому есть несоответствие приоритетов развития и результатов.

British American Tabacco

Развивает все три перечисленных направления. Система нагревания табака называется Glo, вейпы под брендом Vuse, жевательный табак Velo. Суммарно компания продает альтернативной продукции на 2600 млн фунтов, что составляет 10% от выручки компании. Относительно предыдущих конкурентов — внушительный результат.

Philip Morris International

Создатель популярной системы нагревания табака IQOS. В RRP-сегменте за 2020 год заработал 6,9 млрд долларов (23,6% от суммарной выручки). Кроме этого, в конце 2020 года появилась вейп-система под брендом IQOS VEEV. Филип Моррис раньше всех начал развивать это направление, поэтому сейчас является лидером с запасом.

IQOS

Altria

В список RRP компании входит жевательный табак под брендом ON. В 2020 году было продано на 2,4 млрд долларов, что составляет 11,5%. У системы нагревания табака IQOS был долгий процесс согласования с FDA (управление по санитарному надзору), но в конце 2020 года наконец-то было получено разрешение на реализацию.

Как две разные компании могут продавать одно и тоже?

Altria и Philip Morris до 2008 года были одной компанией, которая существовала под названием Altria. Затем из компании было выделено международное подразделение Philip Morris International, через распределение акций среди акционеров Altria. IQOS начал разрабатываться еще когда компании были одним целым. Соответственно, коммерческие права на реализацию есть у обеих компаний. Однако, не могу не отметить, что спин-офф-компания оказалась прозорливее своего «создателя», который только начинает продавать системы нагревания.

Промежуточные итоги

Ни один из перечисленных продуктов компаний не является безвредным.

Philip Morris имеет значительный вклад RRP-сегмента, который занимает уже практически четверть выручки. Компания ставит перед собой задачу увеличения этой доли до 50% в 2025 году.

У Japan Tabacco и Imperial Brand влияния на результат нет. Даже инфляция для них — это более значимый фактор. Забавным моментом считаю, что в презентации Imperial Brand, при указании стратегической важности NGP, на многих слайдах презентации показаны курящие обычные сигареты люди. Это в очередной раз подводит к мысли, что указанная задача по снижению рисков здоровью не более, чем попытка привлечь неразборчивых ESG-инвесторов.

У British American 10% выручки, но надо понимать, что BAT - крупнейшая табачная компания, поэтому эти 10% превышают показатели жевательного табака Altria в 2020 году. Начало реализации IQOS для Altria - отправная точка для достижения показателя в 20+% доли RRP в выручке.

Продолжение цикла.

Теги: иностранные компании