Рынок видеокарт
- 18 Июня 2021
Майнинговая лихорадка и переход населения на удаленную работу привели к образованию дефицита на рынке видеокарт, в результате чего цены на них взлетели в 2-3 раза. Как это повлияло на сектор и можно ли ожидать дальнейшего роста в будущем — обсудим дальше в статье, но для начала небольшой экскурс.
Видеокарта — часть компьютера ответственная за обработку данных и их перевод в доступное изображение. Простыми словами, не будет видеокарты — не будет и картинки. Как инвесторов ее устройство нас не особо интересует, но для понимания рынка необходимо знать основные типы, их всего два:
Дискретные
Интегрированные
Дискретная видеокарта — это видеоадаптер подключаемый к материнской плате. Они славятся своей высокой производительностью, из-за чего популярны у геймеров и майнеров. Используются во всех сферах деятельности где требуются высокие вычислительные мощности. На их производстве специализируются две хорошо известные нам компании: NVIDIA и AMD.
Интегрированная видеокарта — видеоадаптер представляющий собой одно целое с материнской платой/процессором. Производительность таких видеокарт значительно ниже, как и их цены, поэтому они используются в большинстве современных рабочих компьютеров, где не требуются высокие вычислительные мощности для обработки изображений. В основном их выпускают Intel и AMD.
Основных драйверов роста сектора четыре:
Игровая индустрия. С каждым годом графика в видеоиграх становится все лучше и лучше, старые поколения видеокарт не тянут большинство новых игр, поэтому необходимо обновление.
Искусственный интеллект. Под ним понимается огромное множество различных современных технологий, от автопилота в Tesla до камер слежения. Для того чтобы это все хорошо работало, нужны соответствующие мощности.
VR/AR. С каждым годом технология набирает все большую популярность, прогнозируется, что к 2026 году рынок вырастет более чем в 10 раз, CAGR 48,7%.
Майнинг. Темная лошадка среди этих четырех, насколько велико его влияние на доходы не могут сказать даже сами производители.
За 2020 год было продано 274 млн видеокарт, на 4,8% больше чем в 2019 году. Из них 41,5 млн (15%) были дискретными, остальные 232,5 млн (85%) интегрированными. Такое сильное различие показывает, что спрос на простые компьютеры для работы сейчас во много раз превышает спрос на высокопроизводительные. Это делает Intel более привлекательной компанией, так как она в основном специализируется на интегрированных видеокартах, из 186 млн проданных 100% были такими. Также это положительный момент для AMD, из 55 млн проданных карт 46 млн (79,5%) были интегрированными.
Что касается Nvidia, то компания для себя выбрала достаточно узкий сегмент рынка. И хотя она в нем доминирует со средней долей в 77% за 2020 год, перспективы развития этого сегмента остаются под вопросом.
С одной стороны, развитие игровой индустрии, майнинга, AI и прочих технологий должно стимулировать спрос на дискретные видеокарты, но с другой стороны — суровая реальность, штучные продажи таких видеокарт сейчас находятся почти на самом минимуме за последние 10 лет. В 2020 году было продано 41,5 млн дискретных видеокарт, что на 31 млн меньше чем в 2010 году.Если взять больший диапазон, то ситуация еще печальней, в 2006 году продажи дискретных видеокарт были в два раза больше, 84 млн против 41,5 млн. Конечно, текущую ситуацию можно считать началом нового цикла и надеяться, что когда-нибудь мы достигнем отметки 2007 года, но хватит ли спроса?
По самым свежим данным, продажи видеокарт в 1 квартале 2021 года выросли на 20% кв/кв, с 11 до 13,2 млн штук, достигнув тем самым уровня 2017-2018 года. И есть все основания полагать, что такой рост продолжится и дальше. Возможно, они даже смогут покорить вершины 2006 года, то есть 21 млн видеокарт и более.
Одним из таких оснований является текущая динамика цен. Несмотря на рост количественных продаж на 20%, видеокарты продолжили дорожать. Так средняя цена на видеокарты с марта по май выросла на 14%, а отклонение от рекомендуемых производителями цен (MSRP) составило 188%. То есть текущие цены сейчас выше почти в 3 раза тех, которые реально должны быть на рынке. К сожалению, от этого в первую очередь выигрывают продавцы видеокарт, а не их производители. Ведь именно они кладут эту разницу в 150+ процентов себе в карман. Тем не менее, если они могут позволять себе держать такие высокие цены, то это свидетельствует о наличии хорошего спроса, следовательно, производство дискретных видеокарт будет расти. Какую-то конкретную цифру назвать сложно, так как майнинг и его развитие вносят большую неопределенность. Но, по текущей динамике, я бы ориентировался на уровень 16-18 млн видеокарт в месяц или 64-72 млн видеокарт в год.
На данный момент в ценах производителей увеличение продаж уже заложено. P/E у NVIDIA находится на уровне 75, а у AMD, если вычесть высвобождение налогового актива, P/E около 60, без учета этого изменения 33, как на графике. У Intel все печальней, по этому показателю она стоит в 5 раз дешевле конкурентов.
В прошлых своих статьях я уже писал, что Intel очень сильно отстает в плане технологичности, а это в IT секторе критично, так как потерять огромную долю рынка можно всего за пару лет. Поэтому, если выбирать компанию для разбора, то я бы остановился на AMD, как на компании с наиболее диверсифицированным производственным профилем, а потом уже разобрал бы Nvidia.
Основные выводы
Рынок видеокарт состоит из дискретных и интегрированных видеокарт, последние занимают большую долю в размере 85%.
Основными производителями на рынке являются 3 компании: Intel — специализируется исключительно на интегрированных видеокартах; Nvidia — полная противоположность Intel, производит только дискретные; AMD — пытается усидеть на двух стульях сразу.
Несмотря на образовавшийся на рынке дефицит, продажи дискретных видеокарт находятся сейчас около своих исторических минимумов. С учетом растущего спроса это может означать новый производственный цикл.
В текущих ценах рост прибыли компаний уже заложен, а вот насколько адекватна рыночная оценка — узнаете в следующих статьях.