• --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  1. Главная
  2. Аналитика
  3. Статьи
  4. Европейский пограничный углеродный налог

Европейский пограничный углеродный налог

19 Мая 2021
Ростислав Киндратышин

В ближайшее время Евросоюз намеревается ввести углеродный налог на импортируемую продукцию. В данном материале разберемся, что такое углеродный налог, что из себя представляет европейский пограничный углеродный налог и какое влияние он может оказать на российских экспортеров, рассмотрим возможные оценки ущерба и как российские компании могут снизить негативный эффект.

Углеродный налог

Углеродный налог представляет собой плату, которая взимается с компаний, сжигающих при производстве углеродное топливо (уголь, нефть, природный газ). Дело в том, что при сжигании такого вида топлива образуется углекислый газ СО2, который считается виновником глобального потепления. Углеродный налог является способом заставить потребителей углеродного топлива платить за климатический ущерб.

Ниже представлен размер углеродного налога в разных странах за тонну выбросов СО2:

Размер углеродного налога в отдельных странахИсточник: https://econs.online/articles/opinions/transgranichnyy-uglerodnyy-nalog-v-es-vyzov-rossiyskoy-economike/

Наглядно видно, что в странах ЕС самая высокая налоговая нагрузка на предприятия.

Основные цели, которые преследует введение углеродного налога:

  • Снижение экономической выгоды от производства с использованием энергии от сжигания углеродного топлива.

  • Стимулирование развития «зеленой» энергетики на основе ВИЭ.

  • Формирование фондов на борьбу с глобальным потеплением и его последствиями.

Помимо углеродного налога, существуют и другие механизмы, преследующие те же цели, например, системы торговли квотами (ETS - emissions trading system) с установлением границы выбросов. Всемирный банк насчитывает 64 инициативы по углеродному ценообразованию, что покрывает 22,3% глобальных выбросов.

На диаграмме представлено, какой объем выбросов покрывается текущей системой углеродного налогообложения, с разбивкой по странам:

Покрытие национальных выбросов действующими системами углеродного ценообразованияИсточник: https://www.economy.gov.ru/material/file/c13068c695b51eb60ba8cb2006dd81c1/13777562.pdf

В ЕС доля выбросов, покрытых системой торговых квот составляет около 45%, в Германии — 40%, а во Франции — 35%.

Углеродный налог в России

В России углеродный налог на данный момент отсутствует, но Министерство природных ресурсов и экологии в рамках Парижского климатического соглашения разрабатывает проект по его введению и ведутся дискуссии по его целесообразности.

Дело в том, что введение налога существенно скажется на ценах на электроэнергию и тепло, что приведет к росту тарифов для конечных потребителей. А тепловая генерация занимает 63% производства электроэнергии, и к 2026 году ожидается увеличение ее доли до 66%, как упоминалось в статье Прогноз развития рынка электроэнергетики в РФ. Также увеличатся цены на товары металлургических компаний. В конечном итоге все приведет к увеличению инфляции.

В 2020 году Минэкономразвития представило Стратегию долгосрочного развития России до 2050 года с учетом Парижского соглашения. В рамках стратегии закладывается уменьшение углеродоемкости ВВП на 9% к 2030 году и на 48% к 2050 году, а также предполагается формирование правовой и методологической базы для трансформации экономики, регулирование выбросов углекислого газа и создание системы мониторинга. Ведется обсуждение законопроекта об углеродном регулировании, субсидировании использования низкоуглеродных технологий, а также ведение углеродной отчетности компаниями.

Углеродный налог на импортную продукцию в ЕС

В отличие от России, углеродный налог уже введен в странах ЕС. А в 2019 году была представлена стратегия EU Green Deal. К 2050 году ЕС планирует добиться нулевых чистых выбросов и стать углеродно-нейтральной в рамках своей климатической политики.

Для поддержки «зеленого курса», а также торговой защиты предприятий, ЕС разрабатывает проект введения углеродного налога на импортируемую продукцию (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Целью данной инициативы является стимулирование экспортеров снижать углеродоемкость своих товаров, а также защитить от падения конкурентоспособности европейских производителей. Европейские компании придерживаются углеродно-нейтральной политики, но уступают производителям из США, Китая и России, которые не пренебрегают использованием углеродного топлива, т.к. отсутствуют какие-либо серьезные ограничения.

Импортируемые в ЕС выбросы СО2:

Импортируемые в ЕС выбросы СО2

Источник: https://web-assets.bcg.com/9c/e3/4360c340456eb5b8483d63d12735/eu-carbon-border-tax.pdf

Топ-3 основных источников выбросов углекислого газа в ЕС составляют Китай (331 млн т), Россия (179 млн т) и США (98 млн т).

Одной из проблем внедрения углеродного налога на импортную продукцию является непосредственный расчет содержания углерода и углеродного следа в товарах, что может являться своеобразной лазейкой для оптимизации налогообложения.

Влияние европейского пограничного углеродного налога на российские предприятия

Введение углеродного налога на импортную продукцию скажется на конкурентоспособности российских компаний-экспортеров, поставляющих продукцию в ЕС. По некоторым оценкам он может затронуть около 42% всего российского экспорта и, в зависимости от окончательного механизма реализации, потери российских компаний могут составить до 50 млрд евро при самом негативном сценарии, но вероятность реализации пессимистичного прогноза маловероятна, т.к. не соответствует правилам ВТО.

Эксперты из консалтинговой компании KPMG рассмотрели 3 возможных варианта развития событий и представили оценки ущерба для российских компаний-экспортеров.

  1. Базовый сценарий. В данном варианте развития событий предполагается, что налог будет введен с 2025 года и облагаться будут исключительно прямые выбросы углекислого газа при непосредственном производстве товаров. Налоговые издержки составят около 5,55 млрд евро в год. Итого 33,3 млрд евро.

  2. Оптимистичный сценарий. Налог будет действовать немного позже, с 2028 года, а рассчитываться будет в виде СТК, т.е. с разницы между фактическим выбросом и установленной квотой. В таком случае налоговая нагрузка минимальна, и составит 2 млрд евро в год. Итого 6 млрд евро.

  3. Пессимистичный сценарий. ЕС вводит углеродный налог уже со следующего года и будет взимать его как с товаров, при производстве которых образуются прямые выбросы газов, так и с товаров, у которых выбросы косвенные или имеют «углеродный след» при изготовлении. Компании вынуждены будут платить 5,62 млрд евро в год. Итого 50,6 млрд евро.

Исследование влияния Европейского пограничного углеродного налога на мировую торговлю (How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade) от компании Boston Consulting Group (BCG) дает похожую оценку потерь российских экспортеров, в размере от 3,1 до 4,8 млрд долларов в год. Возможная величина сборов прогнозируется в размере $30 на тонну выбросов СО2.

Влияние европейского пограничного углеродного налога на российские предприятия (BCG)Источник: https://web-assets.bcg.com/9c/e3/4360c340456eb5b8483d63d12735/eu-carbon-border-tax.pdf

В основном, налог затронет экспортеров углеродного топлива из нефтегазовой отрасли и угольной промышленности, а также энергоемкой металлургии. Некоторые российские компании могут и вовсе потерять свою долю рынка в ЕС из-за снижения конкурентоспособности экспортируемого товара, в связи с увеличением его стоимости благодаря наличию бо́льших вредных выбросов.

Нефтегазовая отрасль

Нефтегазовая отрасль от введения европейского пограничного углеродного налога пострадает больше всех. Благодаря тому, что при производстве тонны нефти у Саудовской Аравии на 50% меньше выбросов СО2 в атмосферу, предприятия ЕС могут делать выбор не пользу российских поставщиков нефтепродуктов.

Финляндия уже начала снижать закупки российской нефти в рамках перехода к «зеленой» энергетике, согласно статье агентства Reuters.

Российские компании из нефтегазовой отрасли спасут только высокие цены на нефть, что позволит и зарабатывать, и платить углеродный налог, и инвестировать в модернизацию производства для снижения вредных выбросов.

Угольная промышленность

Для угледобывающих компаний в случае введения углеродного налога в размере $30 за тонну выбросов СО2 потенциальное снижение прибыли товаров импортируемых в страны ЕС может составить до 10%.

Металлургия

Для производителей плоского стального проката в случае потенциальных сборов в размере $30 за тонну выбросов СО2 потери в прибыли импортируемых товаров в ЕС могут составить до 40%.

Но здесь российские компании выглядят немного предпочтительней, чем производители из Китая, которые выделяют в атмосферу наибольший уровень углекислого газа на тонну стали.

В случае введения пограничного углеродного налога в выигрыше окажется РУСАЛ, т.к. для производства алюминия, используется электроэнергия с совместной с РусГидро Богучанской ГЭС. Выбросы углекислого газа при таком производстве и углеродный след отсутствуют.

Электроэнергетика

Введение углеродного налога коснется также компании из электроэнергетики только в том случае, если у каждого импортируемого в ЕС товара будет отслеживаться углеродный след. Т.е. если товар был произведен с использованием электроэнергии, выработанной на тепловой электростанции, где для генерации используется топливо в виде угля или газа, то такой товар будет облагаться дополнительной платой. Это приведет к увеличению себестоимости товара и снижению его конкурентоспособности. В России более 60% электричества вырабатываются на ТЭС методом сжигания углеродного топлива. Соответственно углеродный след у товаров, экспортируемых из России будет большим.

В статье Основные способы генерации электроэнергии в России объясняется принцип производства электроэнергии тепловыми электростанциями за счет сжигания углеродного топлива, в основном газа.

В таблице представлена доля ТЭС у основных генерирующих компаний, торгующихся на Московской бирже:

«Интер РАО»

«РусГидро»

«Юнипро»

«Мосэнерго»

ОГК-2

ТГК-1

«Энел Россия»

Теплогенерация

98,52%

22,41%

100%

100%

100%

58,72%

100%

Наличие высокой доли неэкологичной тепловой генерации объясняется довольно просто. Во-первых, такой вид энергии является самым дешевым и имеется высокая доступность топливных ресурсов — газа и угля. Во-вторых, это холодные зимы, т.к. во время сжигания топлива на ТЭС образуется еще и побочный продукт в виде тепла, который используется для отопления помещений и обеспечения горячего водоснабжения.

Как российские компании могут снизить негативный эффект от введения европейского углеродного налога на импорт

Одним из вариантов оптимизации налогообложения является увеличение площади лесов, которые поглощают углекислый газ. По международной оценке около четверти всех выбросов углерода в атмосферу российскими предприятиями поглощаются лесами. Суть схемы примерно такая: если ЕС установит налог в виде СТК, при котором предприятию нужно будет платить налог при превышении лимита выбросов, то компания может арендовать участок леса или инвестировать в его восстановление, либо в систему охраны от лесных пожаров. Это можно считать ростом поглощения СО2 лесами и позволит рассчитывать на снижение углеродного налога. В этом плане у российских компаний за счет огромной площади страны есть определенный потенциал.

Следующими наиболее очевидными вариантами являются модернизация оборудования и снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, переход на современные экологичные технологии. Но данный переход требует высоких инвестиций.

Из плюсов можно отметить, что в стремлении снизить налоговые издержки в связи с введением ЕС углеродного налога, российские компании будут следовать общемировому тренду на применение принципов ESG и становиться более углеродно-нейтральными.

Так, 7 мая 2021 года первый зампред правления «Сбера» Александр Ведяхин заявил изданию РБК, что уже к 2030 году Сбербанк станет полностью углеродно-нейтральной компанией в соответствие со стратегией ESG, что позволит повысить привлекательность для инвесторов и клиентов компании.

Еще один вариант развития событий — ЕС может освободить компании от уплаты пограничного углеродного налога в случае, если в стране компании-импортера уже введен аналогичный механизм углеродного налога и имеются торговые соглашения с Евросоюзом, что позволит производить взаимный учет выбросов. В России введение углеродного налога пока еще на стадии проектирования и нет никаких временных прогнозов по его реализации.

Итоги

Негативные климатические изменения, в частности глобальное потепление, являются актуальными проблемами мирового сообщества. Для их решения предлагаются различные инициативы, как например, введение углеродного налога, который призван сократить выбросы СО2, являющегося основным виновником парникового эффекта.

Механизм регулирования углеродных выбросов уже действует в некоторых странах в виде как углеродного налога, так и в виде системы торговли квотами, а также другими экологическими инициативами, как, например, поддержка ВИЭ.

ЕС, как один из главных борцов за экологию, пытается не только экономически защитить свои компании, которые страдают от экспортеров, использующих более дешевое, но неэкологичное углеродное топливо, но и стимулировать соседей-экспортеров придерживаться «зеленого курса» с помощью введения углеродного налога на импортную продукцию.

Данная инициатива нанесет болезненный удар по энергоемким отраслям России — нефтегазовой, угольной и металлургической, а также может коснуться и электроэнергетики.

По оценкам BCG ежегодные потери российских экспортеров могут составить от 3 до 4,8 млрд долларов, а по оценкам KPMG — от 2 до 5,62 млрд евро в год. С большой долей вероятности компаниям придется платить углеродный налог из своего кармана и не получится переложить все на потребителей, что в итоге негативно скажется на маржинальности бизнеса.

Для снижения налоговой нагрузки возможно использование лесов, поглощающих вредные выбросы, а также модернизации оборудования и переход на современные экологичные технологии, что требует высоких капитальных затрат. Также возможен взаимозачет выбросов в случае введения углеродного налога в России и торгового соглашения с ЕС.

Однако итоговый размер ущерба и последствий от введения европейского углеродного налога можно будет оценить только после его окончательного утверждения и нескольких лет действия.

Теги: нефть, энергетика