Ожирение: макроэкономические тренды
- 28 Июня 2021
Ожирение — это проблема, которая в долгосрочной перспективе гораздо опаснее коронавируса. По данным Global Burden of Disease в 2017 году от ожирения погибло 4,7 млн человек, что на 700 тысяч человек больше, чем от коронавируса в 2020 и половине 2021 соответственно. Однако, основная проблема заключается в том, что против коронавируса вводят серьезные ограничения и хоть как-то пытаются с ним бороться, а против ожирения пока не принимается ничего, кроме пропаганды ЗОЖ. Но в ближайшем будущем это изменится, уже сейчас поговаривают о законодательных ограничениях, которые могут значительно отразиться на капитализации компаний вроде Coca Cola, Heinz, Nestle, «Черкизово» и тому подобных. В этой статье я хочу обсудить возможные варианты развития событий для этих корпораций, но для начала небольшой экскурс по самой проблеме.
По данным ВОЗ за 2016 год в мире 39% людей старше 18 лет имеют проблемы с лишним весом, из них у трети было диагностировано ожирение. В абсолютных цифрах это порядка 1,9 млрд людей с лишним весом, из них 650 млн с ожирением. Забавный факт, в 2008 году эксперты прогнозировали такие цифры только к 2030 году, но из-за бездействия властей в этом вопросе ситуация стабильно ухудшается, причем сразу во всех регионах, это можно увидеть из графика ниже.
Хуже всего ситуация обстоит в Американском регионе, в 1975 году от ожирения там страдал каждый десятый, сейчас почти каждый третий. Лучше всего себя показывает Азия со своими 5%, но даже там тренд восходящий, и это лишь вопрос времени, когда они догонят остальной мир.
Если рассматривать не только людей с ожирением, но и просто с лишним весом, то ситуация я бы сказал аналогичная, но Азия выглядит уже не так выигрышно как на предыдущем графике.
Основных причин постоянного роста массы населения несколько:
Увеличение доступности еды. Это, пожалуй, основная причина, почему ситуация стабильно ухудшается. На графике ниже можно увидеть, как изменилась средняя калорийность рационов разных стран, карта просто покраснела. И это достаточно старые данные, в 2020 году, я уверен, показатели еще выше. Если брать так называемое «среднее по больнице», то 80 килограммовому взрослому мужчине с сидячим образом жизни ВОЗ рекомендует не больше 2700 ккал в день. В РФ и США это показатель давно превзошел рамки, как и в остальном мире.
Развитие технологий привело к падению физической активности населения, многие бытовые действия свойственные людям 1960 годов в настоящее время просто перестали существовать. Этому способствовало развитие транспорта, бытовой техники, компьютерных технологий.
В первую очередь изменился труд, люди больше не занимаются тяжелой физической работой, так часто, как было несколько десятилетий назад, технологии в этом плане взяли нагрузку на себя. Появление стиральной машины, посудомойки и прочей техники сократило время на бытовую активность, в результате чего люди стали больше уделять внимание отдыху и развлечениям. В 2020 году из-за пандемии хороший толчок к развитию получили сервисы доставки, поэтому из повседневной активности постепенно стал уходить шопинг, имеется ввиду поход по магазинам. И чем дальше в будущее, тем меньше остается причин у людей для движения. В совокупности все эти факторы заставляют меня ожидать как минимум продолжения текущей динамики, то есть увеличения количества людей с лишним весом на 4,8% в год, при сохранении среди них доли людей с ожирением в районе одной третьей. Таким образом, по моим подсчетам получилась следующая картина: к 2030 году двое из трех людей будут иметь проблемы с лишним весом, и у каждого четвертого будет ожирение. Напомню, на данный момент пока цифры такие: 39% взрослых с лишним весом (один из трех), каждый восьмой (13%) с ожирением.
Такие цифры не могут не пугать, и уже скорее всего к 2025 году правительства разных стран задумаются о введении превентивных мер, и тут возможны сразу несколько инициатив.
Первая и самая главная инициатива — налоговая. Под ней я подразумеваю обложение дополнительными налогами компаний, производящих высококалорийную/вредную продукцию и введение акцизов на условную кока-колу.
Вторая инициатива — введение субсидий для производителей полезных/диетических продуктов, фитнес-центров и т.п. Деньги на эти субсидии будут браться из введенных налогов и позволят сделать полезные продукты более доступными для широких слоев населения, как и фитнес-центры, оборудование для занятия спортом и прочее.
Третья инициатива — техническая, под ней подразумевается введение своего рода ГОСТ, ограничивающих максимальную калорийность определенных категорий продуктов и/или запрещающих использование определенных компонентов. Такой подход может увеличить расходы производителей, в результате чего сократиться валовая маржа.
Последняя инициатива — социальная, она включает в себя налоговые послабления, увеличение отпускных дней занимающихся спортом, развитие спортивной инфраструктуры и тому подобное. Понятие на самом деле широкое и каких-то определенных рамок не имеет. Уже сейчас вводятся некоторые программы поощрения населения, одна из таких — вычет НДФЛ для занимающихся спортом, была принята в марте этого года.
Последствия для компаний
Во что все эти инициативы могут вылиться я предлагаю разобрать на примере Coca Cola. Компания работает с валовой маржой в 59% (Gross profit/Revenue), введение акцизов увеличит стоимость напитка, в результате чего упадет его популярность среди широких слоев населения и доходы с него соответственно. Возможен и другой исход, дабы не попасть в список «плохих» товаров руководство начнет искать способы для снижения калорийности колы, но не во вред вкусу, из-за чего увеличится себестоимость производства. По какому пути компания бы не пошла, давайте предположим, что валовая маржа сократится с 59 до 54 процентов, это приведет к снижению прибыли на 17% и, соответственно, котировок.
Также в предыдущем разделе я забыл упомянуть, что сейчас идут разговоры о запрете рекламы продуктов типа колы на спортивных мероприятиях и в общественных местах, это тоже негативно скажется на выручке компании. В совокупности последствия для компании не очень приятные, но не смертельные.
Возможно, Криштиану Роналду в этом году нам как бы намекал, что это последний год когда колу рекламируют на подобного рода мероприятиях? Помимо него другие игроки тоже позволили себе подобного рода проявление неуважения к спонсорам.
Кому выгодно ожирение?
Ожирение в первую очередь выгодно производителям продуктов питания. Чем больше потребляют люди, тем больше выручка. Беспокойство о здоровье клиентов капитализму не свойственно, но до поры до времени. Сейчас модно говорить об экологичности производства, ESG, глобальном потеплении и прочих штуках, в будущем будут петь песни о том, как им важно здоровье клиентов, это неизбежно. Поэтому сейчас лучше сконцентрировать свое внимание на производителях, которые уже потихоньку начинают проникаться проблемой. Учитывая хайповость рынков в наше время, такие производители внезапно могут начать торговаться по Х2 от текущих мультипликаторов.
Во вторую очередь это выгодно фитнес-центрам и медицинским компаниям. Первые лучше будут продавать картинку об «идеальном» теле, у вторых вырастут продажи лекарств для лечения последствий ожирения. ВОЗ выделяет несколько основных проблем связанных с ожирением:
Сердечно-сосудистые заболевания.
Диабет.
Скелетно-мышечные нарушения.
Рак.
Первое, что приходит на ум — инвестировать в производителей инсулина для лечения диабета, вроде Novo Nordisk. Пока статистика говорит о том, что рынок «развивающийся» так сказать. В 2015 году прогнозировали, что к 2040 году диабет будет у каждого десятого взрослого, но на 2019 год цифра уже достигла 9,3%, то есть почти у каждого десятого. Поэтому, учитывая текущую динамику, я считаю, что к 2040 год диабет будет минимум у каждого восьмого взрослого.
Основные выводы:
Ожирение — очень серьезная проблема, которой не уделяется достаточно внимания, но в будущем это может измениться. Поэтому сейчас лучше присмотреться к производителям полезных/диетических продуктов питания, производителям инсулина, спортивного оборудования, одежды и прочего.