Ритейл: итоги 1 полугодия 2021 г.
- 25 Августа 2021
Все первое полугодие мы слышали новости о растущей инфляции, с которой ЦБ активно боролся через повышение ставки. Как показали ритейлеры в своих отчетах, рост цен остался где-то в данных Росстата.
Главные изменения в операционных показателях коснулись того, что трафик вернулся в магазины. Это было компенсировано значительным падением среднего чека. Тем не менее сопоставимые продажи большинства сетей остались в положительной зоне.
LFL, % | «Лента» | «Магнит» | Х5 | «О'Кей» | «Белуга» | «Детский мир» | Fixprice |
Средний чек | -7,9 | -4,4 | -8,3 | -15,2 | 7,2 | -9,1 | -8,2 |
Трафик | 5,8 | 10 | 13 | 19,4 | 7,6 | 24,9 | 21,8 |
Продажи | -2,6 | 5,2 | 3,7 | 1,2 | 15,4 | 13,5 | 11,8 |
Немного про каждого представителя.
«Детский мир»
Выручка компании выросла на 29,6% до 37,4 млрд рублей за 2-ой квартал. За полугодие выручка составила 73,1 млрд рублей с ростом в 22%. Это при росте торговой площади на 8,4%.
Компания не перестает удивлять, потому что 2-ой квартал 2020 года — это пока единственный квартал, где динамика сопоставимых продаж была близка к нулю.
Экспансия в СНГ идет, выручка в Казахстане имеет все большую долю: за 1-ое полугодие заработали 2,6 млрд рублей против 1,6 млрд за полугодие 2020 год.
Прибыль компании забирают подчистую, а им хоть бы хны — непотопляемая компания.
Но это не точно.
«М.Видео»
«Сафмар» рекомендовал неплохие дивиденды, а затем сделал SPO с значительной скидкой. В своем стиле корпоративного управления.
Компания очень хочет считать себя онлайн, поэтому перестали публиковать данные о сопоставимых продажах. Какие это онлайн-продажи я писал здесь. В текущем отчете за 2-ой квартал это тоже видно: через приложение продавца, которое тоже считают «онлайн», продажи составили 40,6 млрд рублей за 2-ой квартал.
Тем не менее результаты отличные. Онлайн-продажи выросли больше чем на треть, а это в сравнении с 2020 годом, где был переход на онлайн и спрос, связанный с удаленкой.
Как и с «Детским миром», когда ты почти монополист, твои результаты в меньшей степени зависят от решений основного акционера.
Но финансовый результат, несмотря на хорошие операционные показатели, оказался не такой уж и выдающийся. Может смущать заголовок роста прибыли в 2 раза, до 7 млрд рублей за полугодие, или роста EBITDA на 37,1%. Дело в единовременном доходе от продажи Goods.ru Сбербанку — теперь он называется СберМегаМаркет, от его продажи «М.Видео» получила 3,57 млрд, плюс признали еще 2,5 млрд за счет перехода кредита. 6 млрд рублей разовой прибыли, при ее значении 7 млрд рублей. А что компания планирует делать с этими деньгами? Выплатить всю прибыль на дивиденды.
Когда-то был план гасить долг, его, очевидно, задвинули на второй план, и сегодня Гуцериев качает деньги любыми возможными методами: SPO «М.Видео», высокие дивиденды «М.видео», IPO «Европлана», продажа НПФ.
Долговая нагрузка «до» и «после» прихода «Сафмара». Раньше компания была уникальна, потому что долга не было, а финансирование происходило через грамотную работу с оборотным капиталом. Сегодня долг растет, а позитивным моментом является только растущая двузначными темпами выручка.
«Аптечная сеть 36,6»
За полугодие рентабельность EBITDA составила 1,8%, при указанной выручке в 25,2 млрд рублей — это 450 млн рублей. Примечательно, что EBITDA выросла на 500 млн рублей.
Раз в 1-2 года компания стабильно делает огромную допэмиссию, которая прикрывает их зомби-деятельность и позволяет сократить долг. Можно было бы и не представлять их в обзоре. Капитализация за счет допэмиссий 100 млрд рублей при годовой EBITDA около 4 млрд.
«Обувь России»
Компания, также как и «М.Видео», перестала публиковать данные о сопоставимых продажах, но зато публикует выручку ежемесячно.
Выручка с низкой базы прошлого года за 2-ой квартал выросла на 68,5%. Но до восстановления еще далеко, выручка оказалась на уровне 2018 года.
По структуре выручки «займы» — самая стабильная часть бизнеса, такой и осталось. Розничное направление восстанавливается, но пока годовой результат ниже пиков на 15,6%, а у оптовых продаж — на 28,4%.
Самая любопытная деталь вышла в отчете РСБУ дочки, которая отвечает за розничное направление ООО «ОР». Менеджмент недавно заявил, что с оборотным капиталом все хорошо, и он должен снижаться в этом году. Напомню, что у компании отрицательный операционный денежный поток как раз из-за увеличения запасов. Все это ведет к росту долговой нагрузки.
Но пока мы видим только рост запасов, которые по словам менеджмента нет проблем реализовать.
Антон Титов считает, что цена его компании должна быть в 10 раз больше. Но акции покупать не торопится.
«Белуга»
Компания в этом списке, так как сместилась в сторону розницы, и именно на этом хочет удвоить выручку.
Дела у розничного направления выглядят неплохо. Сопоставимые продажи выросли на 15,4%, количество торговых точек выросло до 713.
В 1-ом полугодии ритейл занимает 38,2% и 31,3% от EBITDA. Несмотря на значительный рост выручки, рост EBITDA сегмента замедлился. Говорить об успешности рано, потому что стратегия с фокусом на этот сегмент была принята в мае.
Результаты ритейл-сегмента.
«Лента»
Перейдем в продуктовый ритейл, «Лента» опубликовала, пожалуй, одну из самых слабых отчетностей среди конкурентов-сетей.
Выручка выросла на 0,5 процента, EBITDA снизилась на 16,8%, чистая прибыль на 42,7%. Похоже на провал.
Частично такой негативный вид отчетности связан с высокой базой 1-ого полугодия 2020 года, когда EBITDA выросла на 31,8% после затяжных провальных результатов. Сейчас результаты вернулись к стагнации.
Ключевое событие компании в 2021 году — приобретение сети «Билла», оно еще не отражено в отчетности, поэтому к концу года выручка должна ускориться. В июле «Лента» получила одобрение ФАС, а сделку закрыли в начале августа. Напомню, что сеть купили за 215 млн евро. Её выручка в 2020 году составила 48 млрд рублей. То есть это должно добавить около 20 млрд выручки «Ленте» по итогам года. Если динамика выручки уже открытых магазинов останется прежней, то благодаря купленным сетям выручка должна показать динамику 4,5-5%. Все равно немного.
Один из немногих позитивных моментов отчетности — онлайн-выручка выросла на 196% во 2-ом квартале. Это уже репрезентативные результаты, когда все начали пользоваться доставкой.
«Магнит»
Результаты Магнита выглядят более оптимистично, но результат 2-ого квартала оказался чуть хуже значений 2020 года.
4 года потребовалось чтобы вернуться к максимумам по EBITDA.
За первое полугодие капзатраты выросли почти в 2 раза, до 22 млрд рублей. Но это не помешало остаться свободному денежному потоку в положительной зоне и сократить долг. Долговая нагрузка вроде бы комфортная.
Но в отчете нет «Дикси», сделку закрыли 22 июля. За сеть заплатили 87,6 млрд рублей. Прикинул как будет выглядеть долговая нагрузка после. Здесь важный нюанс, что я прибавил годовую EBITDA «Дикси», которую они публиковали в 2019 году. Плюс не учитывал долг «Дикси», потому что не исключаю, что он быть близок к нулю: сеть не росла, дивиденды не платили — кэшу некуда уходить.
Объединенный годовой результат компании выглядит примерно так. Многое зависит от результатов «Дикси», лично мне тревожно, потому что я не исключаю, что результаты там ниже 2019 года, где было 13 млрд EBITDA (по IAS 17), если там еще и долг остался на месте — это EV/EBITDA > 8 и к сумме сделки появляются вопросы. Дюнинг и ВТБ сотрудничают уже больше 10 лет, такой союз какими-то миллиардами рублей не разрушить. Это не Наумову уволить.
X5
Результаты X5 оказались также неплохими.
Показатели достаточно стабильно растут.
Долговая нагрузка выросла и не дает значительно нарастить чистую прибыль, которая показала околонулевую динамику во 2-ом квартале. За 1-ое полугодие заработали 16 млрд рублей свободного денежного потока, что неплохо. Но долг все равно не сократился, потому что 30 млрд пошло на выплату дивидендов. Капзатрат в 2 раза больше, чем у «Магнита», они даже финансируются долговыми обязательствами, но соотношение Долг/EBITDA вот уже несколько лет стабильно находятся в одной зоне.
За 1-ое полугодие онлайн-выручка выросла до 21 млрд рублей. «Магнит» эту машину пока только прогревает.
O'key
Отчета по МСФО еще нет, но даже у «Окея» положительная динамика сопоставимых продаж (привет, «Лента»).
Дискаунтер «Да» продолжает расти высокими темпами, хотя в 2020 году они были значительно выше (45,3%). Тем не менее, в 2020 году подразделение стало генерировать положительную EBITDA и я жду, что в этом году она увеличится еще.
Fixprice
Темпы роста замедляются ежеквартально. За полугодие темп роста EBITDA составил 24,1%, что неплохо, если бы сеть не стоила дороже «Магнита», EBITDA которого 5 раз больше.
В 2020 году EBITDA выросла на 35,5%. За первое полугодие выросла на 24,1%. Выход ниже 20% по итогам года не исключен. Про «дорого» уже все писали много раз. Но давайте займемся математикой.
Fixprice догоняет «Магнит» при текущих темпах EBITDA за 7,5 лет. При 20% почти за 9 лет. При 15% за 11,5 лет. Мне кажется здесь адекватным показателем роста были 30% за 2021 год, тогда можно говорить про равную оценку.
А теперь перейдем в абсолютную плоскость. EBITDA «Магнита» за 1-ое полугодие выросла на 7,5 млрд рублей. EBITDA Fixprice выросла на 4 млрд. То есть вероятней всего «Магнит» просто никогда не догоняется. Это «Магнит» дешевый или Fixprice дорогой?
Итого
«Детский мир» — операционно все прекрасно, финансово скорее всего будет также. Даже не стану дожидаться отчета по прибыли за 2-ой квартал. Думаю, что дивидендная доходность ближайший год будет выше 10%.
«М.Видео» — тут главный вопрос: на что копит Гуцериев? Потому что в новостях было только мировое соглашение с «Открытием» на 14,2 млрд рублей. Эти деньги он уже давно получил, продав на SPO и выплатив дивиденды. От ответа на этот вопрос зависит судьба дивидендов. Сам отчет скорее средний.
«Обувь России» — МСФО еще нет, но я не думаю, что будет что-то хорошее. В РСБУ дочки ООО «ОР» 70 млн убытка против 373 в прошлом году. Но не уверен, что сокращение убытка должен восприниматься положительно. У компании есть стабильный сегмент — выдача займов. Если и покажут прибыль, то скорее всего за счет него. Хотя Антон Титов, который считает, свою компанию недооцененной говорит, что нельзя воспринимать компанию по отдельным направлениям.
«Белуга» — средний отчет, но от него и не стоило ожидать каких-то прорывов, думаю, что о первых успехах по реализации стратегии 2024 года можно будет судить только через год.
«Лента» — так себе отчет, компания вернулась к своему вялому состоянию 2019 года.
«Магнит» — я бы подождал отчета за 3 и 4 кварталы. А сам отчет выглядит неплохо.
X5 — стабильно хорошие результаты, этот квартал не исключение.
O'key — ждем результатов МСФО. Компания стоит очень дешево, 1/6 «Дикси» при выручке в полтора раза меньше.
Fixprice — просто дорого. Хотя показатели в отрыве от оценки выглядят отлично: высокие темпы роста, высокая маржинальность.