• USD107.741.68%
  • EUR114.311.57%
  • IMOEX2586.740.34%
  • RTSI760.320.87%
  • Brent71.710.73%
  • Золото2658.40.24%
  • HKD13.871.7%
  • KZT214.26%
  • Dow Jones448640.31%
  • Nasdaq21218.51.2%
  • S&P6061.750.29%
  1. Главная
  2. Обучающие материалы
  3. Обучающие статьи
  4. Допэмиссия акций и вторичное размещение: в чем разница

Допэмиссия акций и вторичное размещение: в чем разница

22 Марта 2021
Анатолий Полубояринов

SPO

У публичных компаний есть разные стадии развития и разные механики реализации акций. Изначально компания принадлежит одному или нескольким владельцам. Компания планирует стать публичной. Тогда происходит IPO. IPO (Initial Public Offering) — это первичное размещение акций; первая продажа акций широкому кругу инвесторов. После IPO компания начинает торговаться на бирже.

SPO

Есть этап развития, когда владельцы компании решают увеличить кол-во акций в свободном обращении. Тогда проиcходит SPO.

SPO (Secondary Public Offering) — вторичное размещение акций, владельцы компании продают часть своих долей, чтобы увеличить ликвидность. Для чего это делают? Большинство фондов ориентированы на капитализацию акций в свободном обращении (free float), соответственно увеличив количество акций в обращении, можно привлечь к инвестициям индексные фонды. Например, ориентированные на индекс MSCI Russia. Важно, что в этой ситуации количество акций не меняется, меняется лишь количество свободных акций.

Например в НЛМК Владимир Лисин несколько раз продавал свои акций с целью повысить долю free float. В результате акции попали в индекс MSCI Russia, а значит их купили индексные фонды.

NLMK

FPO (допэмиссия акций)

Другая механика — допэмиссия, компания выпускает дополнительные акции, которые продаются третьим лицам, а деньги идут в компанию. Часто у допэмиссии есть конкретная цель, но в основном это не нравится миноритарным акционерам, так как в результате их доля владения размывается. Несколько примеров.

Компания «Русагро» выпускала дополнительные акции для финансирования проектов на Дальнем Востоке. Многие СМИ писали, что это SPO - это ошибка.

AGRO

Аэрофлот удвоил количество акций в 2020 году, выпустив допэмиссию. Цель была закрыть убытки, которые вызваны локдауном. График падающий скорее из-за проблем компании, нежели из-за увеличения количества акций. Но когда наступят «светлые» времена, акционеры почувствуют влияние такого размера дополнительных акций.

AFLT

Объяснение на пицце

Представьте, что компания — это неразрезанная пицца, которую можно поделить на 8 кусков. То есть вся компания — это 8 кусков пиццы. 5 кусков принадлежит одному человеку, 1 кусок у вас, остальные 2 куска принадлежат широкому кругу лиц. SPO подразумевает, что владелец 5 кусков пицц отдает 1 кусок широкому кругу лиц. Пицца остается такой же, «ценность» вашего куска не изменилась. Возможно, она даже выросла, так как из-за 3 кусков пиццы в свободном обращении, появились голодные индексные фонды, которым важно, чтобы кусков, которые можно купить, было как можно больше.

Другой пример. Вы владелец 1 куска из 8. Но компания решила, что она может быть разделена на большее количество кусков, например 10. У вас тот же 1 кусок, но уже из 10. Ценность вашего кусочка снизилась. Это пример допэмиссии.

Не все так однозначно

В 2020 году рынок акций достаточно сильно вырос и находится на своих исторических максимумах. Многие владельцы хотят монетизировать свои вложения, поэтому большинство SPO не связаны с индексными фондами. Просто владелец выходит в кэш. Поэтому однозначно воспринимать SPO как нечто хорошее не стоит. Бум IPO 2020 года связан с тем же фактором. Владельцы готовы продавать свои компании третьим лицам, потому что третьи лица готовы платить хорошую цену.

При этом не стоит относиться однозначно негативно к допэмиссии. Если у нее есть конкретная цель, в результате которой ценность «пиццы» может вырасти, возможно стоит пожертвовать частью своего куска.

Теги: aflt, agro, nlmk, обучение