Допэмиссия акций и вторичное размещение: в чем разница
- 22 Марта 2021
У публичных компаний есть разные стадии развития и разные механики реализации акций. Изначально компания принадлежит одному или нескольким владельцам. Компания планирует стать публичной. Тогда происходит IPO. IPO (Initial Public Offering) — это первичное размещение акций; первая продажа акций широкому кругу инвесторов. После IPO компания начинает торговаться на бирже.
SPO
Есть этап развития, когда владельцы компании решают увеличить кол-во акций в свободном обращении. Тогда проиcходит SPO.
SPO (Secondary Public Offering) — вторичное размещение акций, владельцы компании продают часть своих долей, чтобы увеличить ликвидность. Для чего это делают? Большинство фондов ориентированы на капитализацию акций в свободном обращении (free float), соответственно увеличив количество акций в обращении, можно привлечь к инвестициям индексные фонды. Например, ориентированные на индекс MSCI Russia. Важно, что в этой ситуации количество акций не меняется, меняется лишь количество свободных акций.
Например в НЛМК Владимир Лисин несколько раз продавал свои акций с целью повысить долю free float. В результате акции попали в индекс MSCI Russia, а значит их купили индексные фонды.
FPO (допэмиссия акций)
Другая механика — допэмиссия, компания выпускает дополнительные акции, которые продаются третьим лицам, а деньги идут в компанию. Часто у допэмиссии есть конкретная цель, но в основном это не нравится миноритарным акционерам, так как в результате их доля владения размывается. Несколько примеров.
Компания «Русагро» выпускала дополнительные акции для финансирования проектов на Дальнем Востоке. Многие СМИ писали, что это SPO - это ошибка.
Аэрофлот удвоил количество акций в 2020 году, выпустив допэмиссию. Цель была закрыть убытки, которые вызваны локдауном. График падающий скорее из-за проблем компании, нежели из-за увеличения количества акций. Но когда наступят «светлые» времена, акционеры почувствуют влияние такого размера дополнительных акций.
Объяснение на пицце
Представьте, что компания — это неразрезанная пицца, которую можно поделить на 8 кусков. То есть вся компания — это 8 кусков пиццы. 5 кусков принадлежит одному человеку, 1 кусок у вас, остальные 2 куска принадлежат широкому кругу лиц. SPO подразумевает, что владелец 5 кусков пицц отдает 1 кусок широкому кругу лиц. Пицца остается такой же, «ценность» вашего куска не изменилась. Возможно, она даже выросла, так как из-за 3 кусков пиццы в свободном обращении, появились голодные индексные фонды, которым важно, чтобы кусков, которые можно купить, было как можно больше.
Другой пример. Вы владелец 1 куска из 8. Но компания решила, что она может быть разделена на большее количество кусков, например 10. У вас тот же 1 кусок, но уже из 10. Ценность вашего кусочка снизилась. Это пример допэмиссии.
Не все так однозначно
В 2020 году рынок акций достаточно сильно вырос и находится на своих исторических максимумах. Многие владельцы хотят монетизировать свои вложения, поэтому большинство SPO не связаны с индексными фондами. Просто владелец выходит в кэш. Поэтому однозначно воспринимать SPO как нечто хорошее не стоит. Бум IPO 2020 года связан с тем же фактором. Владельцы готовы продавать свои компании третьим лицам, потому что третьи лица готовы платить хорошую цену.
При этом не стоит относиться однозначно негативно к допэмиссии. Если у нее есть конкретная цель, в результате которой ценность «пиццы» может вырасти, возможно стоит пожертвовать частью своего куска.