• --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  1. Главная
  2. Обучающие материалы
  3. Обучающие статьи
  4. Первичное размещение акций, или IPO

Первичное размещение акций, или IPO

2 Декабря 2020
Даниил Курицин

IPO — это первичное размещение акций; первая продажа акций широкому кругу инвесторов. После IPO компания начинает торговаться на бирже.

Для чего компания проводит размещение?

Это как альтернатива кредиту. Компания получает финансирование за счет продажи своих акций для дальнейшего развития.

Также акционеры компании, которые владели ей до размещения, смогут получить рыночную оценку своих долей и продать акции.

Зачем участвовать в IPO?

Участие в IPO — это рискованное дело. Цена акций после размещения может пойти как вниз, так и вверх.

Рассмотрим на примере недавних российских IPO.

«Совкомфлот»

В октябре 2020 года произошло первое размещение акций на Московской бирже с 2017 года. Все брокеры и новостные порталы трубили о новой компании и призывали вкладываться на этапе IPO. Период для «Совкомфлота» удачный: хорошая конъюнктура на рынке, вышел отличный отчет с растущими показателями.

В ходе размещения компанию оценили в 105 рублей. То есть инвесторы, которые участвовали в IPO, купили акции «Совкомфлота» по 105 рублей.

После выхода на биржу произошло следующее:

Котировки СовкомфлотаИсточник: https://www.moex.com/

Акции провалились до 92 рублей, на 13% в первый час торговли.

«Озон»

24 ноября на биржу вышел онлайн-ритейлер «Озон». Период для компании также подходящий — во время пандемии рынок e-commerce в России значительно вырос. Но, тем не менее, «Озон» на протяжении всего своего существования был убыточным.

Итог размещения:

Котировки ОзонаИсточник:https://www.moex.com/

Ажиотаж был большой, инвесторы, участвовавшие в IPO смогли купить акции по 30 долларов (2 277 рублей). В первые часы акция выросла на 40%.

Казалось бы, два размещения, примерно в одно время и на одном рынке. Но какие разные результаты. Поэтому участие в IPO — это всегда рискованный процесс, во время которого нужно не только оценивать финансовую составляющую компании, но и ажиотаж вокруг нее.

Этапы IPO

  1. Компания решает разместить акции на бирже и привлекает андеррайтеров. Андеррайтеры, они же инвестиционные банки, покупают акции компании для дальнейшей их перепродажи инвесторам.

  2. Готовится проспект ценных бумаг, в котором компания указывает всю существенную информацию о себе: финансовые показатели, долю рынка, планы и прогнозы. (пример — проспект «Озон» https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1822829/000119312520295876/d29162df1a.htm)

  3. Roadshow — пиар-программа компании; руководство участвует в конференциях, встречается с потенциальными инвесторами, публикуются новости, статьи. В это время андеррайтеры начинают сбор заявок. В заявке инвестор указывает, сколько акций и по какой цене он готов купить. Брокеры устанавливают диапазон цены акции.

    Иногда бывает, что спрос превышает предложение, тогда: либо повышают объем размещения, либо увеличивают минимальную цену, либо все вместе.

  4. Определение окончательной цены и выход на биржу. Инвесторы, принявшие участие в IPO, получают акции в соответствие своим запросам и аллокацией. Аллокация — процент удовлетворения величины заявок. Чем спрос больше, тем аллокация меньше, у разных брокеров она может отличаться.

Например, вы захотели купить 10 акций «Озон». Вы подали заявку на покупку 10 акций, по цене не более 2400 руб. И вот объявляют, что окончательная цена 2277 руб., вы проходите. Но спрос большой, аллокация равна 14%. Это значит, что вы получите одну акцию (10*14%).

Опять же, все зависит от брокера. Во время IPO Озона у «ВТБ» была аллокация 14%, а у «Тинькофф» — 40%. То есть, если вы подали бы ту же заявку через Тинькофф, то получили бы 4 акции.

Также стоит упомянуть про Lock up. Это период, во время которого инвестор, участвовавший в IPO не может продать акции (от 2 недель до 6 мес.). Он есть не всегда и создан для того, чтобы крупные инвесторы не смогли обвалить цену акции. При участии в IPO нужно обязательно уточнять у брокера, есть ли Lock up, на каких он условиях (длительность) и какие штрафные санкции при его нарушении (повышенная комиссия, запрет на участие в следующих IPO).

Чаще всего IPO происходит на американском рынке. Доступ к ним могут предоставить далеко не все российские брокеры, а если и могут, то потребуют статус квалифицированного инвестора.

Физическое лицо признают квалифицированным инвестором при наличии имущества на определенную сумму, оборота торгов или опыта работы на финансовом рынке (подробнее в Указании Банка России от 29.04.2015 N 3629-У "О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами").

Следовательно, если хочется активно участвовать в размещениях, нужно несколько счетов у разных, желательно зарубежных брокеров. Стоит учесть, что у разных брокеров участие в IPO могут проходить по-разному.

На российском рынке только недавно стали проводиться IPO после трехлетнего перерыва. И, судя по заявлениям многих компаний, тенденция роста размещений продолжится.

Поучаствовать в первичном размещении компаний на Московской бирже можно через российских брокеров, но у многих необходим статус квалифицированного инвестора.

А теперь немного статистики

В 2020 году в США пройдет самое большое количество IPO за 20 лет.

IPO в США 2000-2020 гг.Источник: https://stockanalysis.com/ipos/statistics/#:~:text=There%20were%20have%20been%204%2C620,2009%2C%20with%20only%2062%20IPOs

Самые крупные IPO за всю историю, там даже есть «Роснефть».

Крупнейшие IPO в миреИсточник: https://www.statista.com/statistics/269343/worlds-largest-ipos/

70% акций компаний после IPO выросли, причем рост превышает изменение котировок индекса.

Статистика по последним IPOИсточник: https://glavinvestor.ru/ipo/calendar

Некоторые ожидаемые IPO

На российском рынке ожидается достаточно много первичных размещений. Часть из них планировалось еще в 2018 и были перенесены, о некоторых заявили совсем недавно.

Российские компании:

  • «Сибур» — крупная нефтехимическая компания;

  • «Вкусвилл» — быстрорастущая сеть розничных супермаркетов;

  • Fixprice — крупная сеть магазинов в формате фиксированных цен;

  • «Сегежа» — лесопромышленный холдинг;

  • «Яндекс.Такси» — подразделение Яндекса, включающее в себя сервис агрегатора такси, каршеринга и доставку еды и продуктов;

  • IBS — IT-сервисная компания, занимается консалтингом и программным обеспечением;

  • «Интурист» — туроператор;

  • «Победа» — авиакомпания, которая занимается бюджетными перевозками, дочка «Аэрофлота».

На зарубежных рынках IPO происходят чуть ли не каждый день, поэтому приводятся наиболее известные.

Иностранные IPO:

  • Airbnb — сервис по бронированию мест проживания по всему миру;

  • Ant Group (под вопросом) — финтех-подразделение Alibaba Group ;

  • Robinhood — брокер с «нулевыми» комиссиями и быстрорастущей клиентурой;

  • Coursera — компания, которая занимается онлайн-образованием;

  • Wish —онлайн-магазин;

  • Gitlab — разработчик программного обеспечения.

Вложения в IPO — сложный и рискованный вид инвестиций, который доступен не каждому. Он требует тщательной подготовки: выбор брокера, изучение всех условий участия, анализ размещающейся компании, ее финансов и перспектив, мониторинг процесса IPO (спрос, предложение, изменения ценовых границ).

Теги: биржа, обучение