• --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  • --00%
  1. Главная
  2. Аналитика
  3. Статьи
  4. Диалог с компанией «Яндекс»: разбор

Диалог с компанией «Яндекс»: разбор

26 Ноября 2021
Анатолий Полубояринов

Одно из новшеств околорыночного контента в 2021 году заключается в появлении большого количество вебинаров с представителями компаний. Представители рассказывают о компании, презентуют стратегию, рассказывают о деталях бизнеса. На фондовом рынке 15,5 млн счетов, 2,5 млн из которых активные. Каждый год процент активных счетов растет. Но эти вебинары набирают лишь по несколько тысяч просмотров. На мой взгляд такие видео — один из лучших способов познакомиться с компанией и решить: хотите ли вы покупать их акции или нет. Плюс там часто озвучивают такие детали, которые далеко не всегда раскрывают в отчетностях или презентациях. Так как я достаточно часто слушаю эти выступления, я решил написать краткий пересказ того, что я услышал. Начну с Яндекса, который «ВТБ инвестиции» пригласили на «Диалог с компанией».

Первое, что мне показалось любопытным, что все три спикера — женщины. Основной объем торгов акциями компании приходится на Nasdaq. И Яндекс в своей системе ценностей отлично подходит под определение западной компании.

Презентация биржи про Яндекс

Яндекс сегодня — масштабный набор бизнесов. Лучше всего это представлено на слайде самой компании. Есть множество направлений деятельности. Это уже давно не только поисковик, и зарабатывает компания не только на рекламе. На выступлении был дан прогноз, что выручка в ближайшие 5 лет вырастет в 3-5 раз.

Экосистема

Сейчас такси и реклама генерируют большой объем денежного потока, которые компания инвестирует в остальные направления. У компании есть центр всего — это Яндекс.Плюс, подписка которая связана со всеми направлениями и помогает увеличить вовлеченность человека в разные сервисы. Ты можешь ездить на такси, копить балы, а потом потратить их в Лавке или на маркетплейсе. Сейчас у Яндекс.Плюс 11 млн подписчиков. В e-commerce сегменте более половины оборота приходится на подписчиков Плюса.

Следующее — это корпоративная культура. Большое количество сервисов появились снизу, их начали развивать сотрудники компании. Драйв, облако, доставка — инициативы сотрудников.

Драйв

Каршеринг

Облако

Облако

Логистика

ЛогистикаПочему вообще появляются такие инициативы? У Яндекса масштабная опционная программа, 60% сотрудников в ней участвуют. То есть эти инициативы исходят практически не от наемного сотрудника, а от владельца компании. Как преимущество еще назвали формат развития. Новые бизнесы стартуют и развиваются на малых бюджетах, где команда все обкатывает и дорабатывает. Маленький бизнес впоследствии превращается в единорога.

Отдельно отметили, что один из атрибутов эффективности — наличие операционного контроля в бизнесах. Компания не планирует развивать проекты в формате совместных предприятий. Очевидно камень в огороды Сбера и VK, где в e-commerce компании конкурируют.

Поиск и рекламные доходы

Про постоянные доработки упомянули несколько раз. В уже зрелом поисковике есть отдельные команды разработчиков, задача которых улучшить продукт. Одна из крутых фишек, которая появилась недавно — синхронный перевод видео. Поисковик Яндекса — один из трех в мире, кто на внутреннем рынке смог победить Google и не отдать им этот рынок. Остальные два - это BAIDU в Китае и Naver в Корее.

Поисковик

Рекламные доходы в будущем у компании растут не только через поиск. Например — это одно из быстрорастущих и перспективных направлений внутри маркетплейса. Компания ожидает сохранение двузначных темпов роста рекламных доходов в обозримом будущем.

E-commerce

Убыточный сейчас маркетплейс находится на стадии активного развития. За год ассортимент вырос в 10 раз. Компания планирует активно развивать направление fashion — второе по популярности направлений и объемам выручки. Текущая доля рынка в e-commerce составляет 4-5%, компания планирует в среднесрочной перспективе занять больше 10%. Своим конкурентным преимуществом компания считает возможность иметь лучшую логистику.

Маркетплейс

История Яндекс.Лавка также связана с развитием через применение технологий. В Лавке можно выбирать товарный вид продукта, можно выбрать зеленые или спелые бананы. Основные два региона Лавки — Москва и Санкт-Петербург. По прогнозам компании в середине 2022 года Лавка в Москве станет прибыльные. Про другие регионы такого не сказали (еще 4 региона). Этот бизнес видимо используется пока для вовлечения в экосистему.

Такси

Второе по прибыли направление. Пока это пример самого прибыльного агрегатора в мире. Uber, Lyft, Didi — убыточны. Причем Такси прибыльно на среднем уровне комиссии с поездки в 10%. У мировых аналогов в несколько раз больше, но у них не получилось. Основная фишка и конкурентное преимущество в офлайн-бизнесе — применение технологий, для улучшения качества (это же верно и для онлайна). В сегменте Такси, например, технологии используются сразу в двух направлениях — минимизация времени ожидания пассажира, а также минимизация времени ожидания водителя.

Здесь было забавное свидетельство «западности» компании, когда спикер дал определение «круговая порука», а коллега ее поправила «это называется Нетворк эффект».

После пандемии на рынке наблюдается дефицит водителей, поэтому стремление сделать платформу лучшей для них — оправданное занятие. Любопытно, что летом дефицит усиливается, так как появляется конкуренция с другими отраслями экономики, такими как строительство.

Приход новых агрегаторов на рынок Яндекс считает плюсом для себя. Didi сейчас субсидирует поездки, работая в убыток. При этом получивший услугу впервые, дальше может перейти и к Яндексу. Фактически Didi вкладывает в маркетинг отрасли за всех.

Про каршеринг сказали немного. Он с положительной EBITDA последние 5 кварталов. Причем EBITDA положительная даже если вычесть финансовые расходы на лизинг. Этим, например, не может похвастаться Делимобиль.

Такси

Финтех

Одно из новых направлений — финтех. Пока оно только формируется. Сказали, что будут точно работать с платежами и уже работают в Маркете, выдавая рассрочку. Задача финтех-направления не сформировать отдельный бизнес, его задача улучшить все остальные. По сути это что-то вроде Яндекс.Плюс, который выступает центром экосистемы.

Для развития направления Яндекс в этом году купил банк «Акрополь».

Беспилотные автомобили

История про будущее, которое кажется не так уж и далеко. На низком трафике беспилотный автомобиль уже может ездить без страхующего инженера. Пока единственное место в России, где им разрешено ездить — Иннополис. Со временем алгоритмы улучшаются и все больше регионов может добавиться. Рассчитывают на возможность работы в самых загруженных частях городов. С точки зрения регуляторов, могут появляться отдельные регионы, где можно ездить без водителя.

Пока система очень аккуратная и время поездки больше, чем с живым водителем. В будущем эта разница снизится без увеличения рисков безопасности.

Москва — отличный город для тестов: много пробок, летом бывает очень жарко, а зимой очень снежно и холодно. Есть возможность протестировать все аспекты. Также беспилотные автомобили Яндекса тестируются в США и Израиле.

Одно из очевидных применений — такси. Ближайший шаг в развитии компании в этом направлении — беспилотное такси в Ясенево.

SDG

Связанное с беспилотными автомобилями направление — Яндекс.Ровер.

По сути это робот-доставщик, у компании уже есть партнерства за рубежом в продуктовыми сетями и фудтехом. То есть тот же конкурент в виде «Самоката» может заменить своих курьеров такими роботами. В США Grubhub использует этих роботов. В США они работают на территории студенческих кампусов и на вебинаре сказали, что с ними что только не делают, например катаются, но робот все выдерживает — это достаточно крепкая конструкция.

Сказали, что могут продавать больше 10 тысяч штук, но пока только работают как услуга самой компании.

Корпоративная культура и подход к развитию

Компания изначально не инвестирует в проекты, которые по их мнению не будут давать стоимость для них. Об экономической составляющей думают всегда.

У компании есть несколько вертикалей бизнесов, которые используют продукты друг друга дополняя свои сервисы. Внутри компании это может проходить даже обменом командами, а разработчики делятся кодом и наработками друг с другом. При этом клиентская база общая.

Мой вывод

«Под капотом» компании скрыто большое количество бизнесов, при этом они продолжают появляться. Я понял этот процесс как: возникло какое-то направление (не у Яндекса), и приходит группа разработчиков к условному Воложу и говорит, что они могут сделать это лучше. Потому что практически все направления имеют прямых конкурентов.

Вложения средств при уверенности в увеличении стоимости — любопытная история. Например, тот же видеопереводчик — не приносит прибыли. Но он помогает удержать людей на своем поисковике. Если проще — могли бы вкладывать в рекламу, но вместо этого вкладывают в сервис. Это тоже история про стоимость, хотя на деле прибыль этого предприятия 0.

Про партнеров и операционный контроль история любопытная. Масштабное развитие Такси началось с объединения с Убером. Это партнерство вот-вот закончится. Сейчас у Убера 29% в Такси. То есть можно ожидать сделки по выкупу. У компании были СП со Сбером. Эта история также кончилась разводом, где Яндекс забрал маркетплейс, а Сбербанку досталась Яндекс.Деньги. «Если хочешь сделать хорошо - сделай сам».

История про беспилотные автомобили очень перспективная и любопытная. Если вспомнить, что Яндекс забирает у водителя лишь 10% от стоимости поездки — это может оказать огромный эффект на финансовые показатели, если все 100% станут выручкой Яндекса.

Здесь надо отметить, что будущее беспилотных автомобилей тесно связано со взаимодействием с государством. Поэтому количество законопроектов вроде Горелкина могут вырасти.

Западная компания — поэтому отсутствие дивидендов нисколько не смущает. Все в рост. Большая часть сотрудников являются также акционерами и их это не смущает.

Компанию, которая сейчас имеет убыток из-за Яндекс.Маркета, оценивают почти в 2 триллиона рублей — это может показаться очень дорого. Но шортить акции нельзя ни в коем случае.

Теги: yndx